ой, что я прочитала про Спока!

3 сообщения в этой теме

Опубликовано:

ой, что я прочитала про Спока! РАТУЯ ЗА "СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ", ЗНАМЕНИТЫЙ ПЕДИАТР БЕНДЖАМИН СПОК ДЕРЖАЛ В СТРОГОСТИ СОБСТВЕННУЮ СЕМЬЮ14 июля 1946 года на полках книжных магазинов Америки появилась книга Бенджамина Спока "Уход за ребенком в духе здравого смысла" Марина ЕВГРАШИНА, Ирина ТУМАРКИНА "ФАКТЫ" На заре третьего тысячелетия вряд ли найдется мама, которая не знает, что ребенка не следует туго пеленать и не обязательно кормить по расписанию. Но в середине XX века эти "странные" советы доктора Спока стали настоящей сенсацией. "Уход за ребенком в духе здравого смысла" -- так называлась книга, которая взбудоражила весь мир, а в США по раскупаемости заняла второе место после Библии и стала настольной книгой молодых родителей. За 55 лет "Ребенок..." выдержал шесть переизданий, был переведен на 42 языка, включая урду (Иран и часть Афганистана), тайский (Таиланд) и тамильский (Шри-Ланка), а общий тираж книги уже превысил 50 миллионов экземпляров. Какие же такие секреты открыл родителям американский педиатр, что они выбрали его в советчики? Старший из шести детей в семье, Бенджамин на своем опыте узнал, что значит быть нянькой Все мы родом из детства, как точно заметил Сент-Экзюпери, но признайтесь, многие ли из вас вынесли из своего детства уроки, которые помогли бы не наделать ошибок в воспитании собственных детей? Американец Бенджамин Спок их не только вынес, но и сумел преподать целому миру. Будущий советчик всех молодых родителей родился в 1903 году в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США) в семье преуспевающего юриста. Спок, переиначенное голландское Спаак, -- это родовое имя семьи переселенцев, обосновавшихся в долине реки Гудзон. Мать Бенджамина Милдред-Луиз, женщина строгая и властная, привыкшая скрывать свои чувства, была воплощением пуританства. Одним из главных авторитетов по "детским вопросам" в Америке считался тогда доктор Джон Уотсон. "Никогда, на за что не целуйте своего ребенка, -- строго-настрого наказывал он папам и мамам в книге "Психологическое воспитание младенца и ребенка". -- Никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель". Похоже, Милдред-Луиз была прилежной ученицей Уотсона. Да и откуда ей было взять другое руководство? Ведь педагогический арсенал родителей, по выражению газеты "Бостон Глоб", состоял из "закоснелых пособий, суждений, унаследованных от викторианской эры, поучений бабок и доброжелательных, но не всегда грамотных советов соседок, свекровей и тещ". В знак протеста против методов воспитания, практиковавшихся, в частности, и в его семье, расставшись с детством, Бенджамин Спок и написал свою книгу. Для большинства американских пап и мам новое "пособие" словно распахнуло окно из душной комнаты в мир запахов и красок. Даже Милдред-Луиз, прочтя сочинение сына, сказала: "Что ж, Бенни, на мой взгляд, весьма недурно". А молодые мамы читали "Ребенка" как бестселлер. "У меня такое чувство -- признавалась в письме автору одна из читательниц, -- будто вы разговариваете со мной, а главное, считаете меня разумным существом..." Еще бы! Старшему из шести детей в семье, Бенджамину пришлось во всей полноте узнать, что такое заботы няньки. "Сколько же пеленок я сменил, сколько бутылочек с сосками поднес!" -- рассказывал он о собственном детстве. Не удивительно, что Спок сочувствовал матерям. А оказавшись на войне в качестве психиатра, он был потрясен тем, как цинично она сводит все родительские усилия на нет. Дети, взращенные в трудах, становятся просто "человеческим материалом", который укладывается в землю тоннами. Детей, сделал вывод Спок, нужно воспитывать так, чтобы они не были тупыми исполнителями чужой воли. Дети, воспитанные "по Споку", уже были способны протестовать против войны во Вьетнаме В 1943 году он начал книгу об уходе за детьми "в духе здравого смысла": "Некоторые молодые родители считают, что они должны отказаться от всех удовольствий просто из принципа, а не из практических соображений. Но слишком большое самопожертвование не принесет пользы ни вам, ни ребенку. Если родители слишком заняты только своим ребенком, постоянно беспокоятся только о нем, они становятся неинтересны для окружающих и даже друг для друга... Необходимо честно выполнять свои родительские обязанности, но и не лишать себя таких удовольствий, которые не повредят вашему ребенку. Тогда вы сможете больше любить своего ребенка и с большим удовольствием проявлять к нему свою любовь". Именно здравый смысл должен стать основой детского воспитания, утверждал доктор Спок: "Если дитя плачет, утешьте или накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления. Но не надо бросаться к младенцу стремглав, едва он захнычет. Если же ребенок не может или не хочет чего-то делать, не заставляйте его..." Почитатели Бенджамина Спока утверждают, что книга "Ребенок и уход за ним", написанная в эпоху президентства Франклина Рузвельта, отразила здравый смысл рузвельтовского "нового курса", который помог Америке не только выжить в тяжелых испытаниях XX века, но и стать сильнейшей державой в мире. Противники же воспитания "по-споковски" считали, что он поколебал христианские устои общества: "Библия учит, что человек изначально порочен. Все несут на себе проклятие первородного греха. Спок отказался от христианской парадигмы. Методы воспитания, предложенные доктором, основывались на разрешении ребенку как можно большего". Оттого-то и нарекли его "отцом вседозволенности". Сам Бенджамин Спок говорил, что постарался воплотить в жизнь идеи двух крупных мыслителей начала XX столетия -- отца психоанализа Зигмунда Фрейда, а также американского философа и просветителя Джона Дьюи, полагавших, что "вовсе не обязательно загонять детей во взрослую жизнь с помощью дисциплинарных методов -- они вполне могут стать взрослыми по собственной воле". Британский психолог Пенелопа Лич, считающаяся одним из ведущих в мире специалистов по проблемам развития ребенка, называла Спока "первым, кто взглянул на маленького ребенка, даже младенца, как на полноправного человека. Детская душа интересовала его так же, как и тело, что не было характерно для большинства врачей тех времен". Его книга, мгновенно раскупленная и прочитанная всеми молодыми (и не только) родителями, буквально перевернула общественное сознание. Дети, воспитанные в соответствии с советами доктора Спока, продемонстрировали характер уже в 60-х, выйдя на акции протеста против войны во Вьетнаме. Да и сам доктор первых же дней войны начал выступать против нее. Респектабельному медику это грозило серьезными неприятностями, но он сознательно пошел на риск: "Нет смысла растить детей, чтобы потом позволить им заживо сгорать". В 1968 году Бенджамина Спока признали виновным в преступном пособничестве молодым людям, уклоняющимся от призыва в вооруженные силы Соединенных Штатов. Доктору грозили два года тюрьмы. Апелляционный суд отменил приговор, но это не уняло "антиспоковцев". Например, влиятельный священник Норман Винсент Пил, автор книги "Сила позитивного мышления", с издевкой говорил о "детях Спока": "Подай им сразу все, чего они пожелают. И что теперь? Спок сам шагает в этой толпе, ведя за собой избалованных младенцев, взращенных по рецептам его учения, отвергающего дисциплину!" "Распущенность молодежи" вменял в вину Бенджамину Споку и вице-президент США Спиро Агню, который сам впоследствии был уличен в неблаговидных поступках. "Посмотрите-ка на этих юнцов, -- негодовал он. -- Споково отродье..." Некоторые утверждали, что и появление хиппи -- тоже дело рук доктора. В одном из интервью 1974 года Бенджамин Спок признается, что зашел слишком далеко в идеях "всепозволительного воспитания". Но поколение детей, взращенных по его книге, уже вышло на дороги жизни. Некогда пуританская Америка стала страной культа гуманизма. Не оттого ли американское общество легко приняло идею планирования семьи, согласилось на раскрепощение женщины и лояльно отнеслось к однополым бракам? Внук Спока покончил жизнь самоубийством Материнское воспитание сказалось на "взрослой жизни" доктора Спока. "Я никогда не целовал своих сыновей", -- говорил он. И дети, видимо, очень страдали. Младший, Джон, признавался, что чувствовал себя брошенным: "Мне было очень больно". Старший, Майкл, тоже был не в восторге от отцовской педагогики: "Наш Бен (Бенджамин. -- Авт.) всегда мыслил крайними категориями. У него все было или только плохим, или только хорошим... И уж если я делал что-нибудь не так, то всегда мог в полной мере почувствовать, насколько неодобрительно относится отец к моему поступку". Не сложились отношения у доктора и с матерью его детей -- Джейн. По свидетельству людей, близких семейству Споков, она была его первой помощницей в подготовке книги, но все время чувствовала себя недооцененной. Душевный дискомфорт вылился в алкоголизм Джейн, что разрушило брак окончательно. В 1975 году супруги развелись, и вскоре спутницей Спока стала Мэри Морган -- женщина, на 40 лет моложе его. А в 1983 году случилось то, что еще больше осложнило отношения отца и сыновей. В возрасте 22 лет покончил с собой внук Спока Питер, и всем членам семьи казалось, будто доктор винит их в том, что не обратили внимания на депрессию, толкнувшую парня на гибельный шаг. О том, как Бенджамин Спок переживал случившееся, можно судить по его словам: "Работу, карьеру нам нужно отодвинуть на второй план, чтобы дела не были для нас превыше всего, чтобы не отнимали столько времени, лишая возможности общаться с семьей..." Умер Бенджамин Спок в своем доме в Сан-Диего, перенеся незадолго до смерти сердечный приступ, инсульт и шесть тяжелых пневмоний. Ему предлагали госпитализацию, но Мэри, зная, что муж вне дома не проживет и двух недель, на это не согласилась. Счета за медицинский уход на дому достигали 16 тысяч долларов в месяц. С учетом того, что годовой бюджет семьи составлял около 100 тысяч долларов, оплачивать такие счета не было возможности. Поэтому Мэри Морган обратилась за помощью к друзьям и знакомым. Когда об этом сообщила пресса, на имя Бенджамина Спока пошли письма и денежные переводы. В последние дни жизни доктора жена читала ему некоторые из этих посланий. "Вот видишь, Бен, во всем мире живут люди, которые любят тебя", -- уверяла она мужа, из которого уходила жизнь. Хоронили Бенджамина Спока в ясный день под бодрую мелодию джаза. Женщины, шедшие за катафалком, приплясывали, размахивая зонтиками. "Я всей душой ненавижу атмосферу казенных похорон, -- писал доктор в своих мемуарах "Спок о Споке". -- Ненавижу затемненную комнату, людей с вытянутыми лицами, молчащих, перешептывающихся или шмыгающих носом, помощников распорядителя, безуспешно пытающихся изобразить скорбь... Мой идеал -- негритянские похороны в духе Нового Орлеана, когда друзья идут, пританцовывая, змейкой под звуки джаз-банда". Пели собравшиеся и "Боевой гимн республики", и "Америку прекрасную", от которых у Спока, по его собственным словам, всегда вставал комок в горле, "но не от горя, а от волнения"...
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Опубликовано:

весьма странный дядечка :) Оценить, как и ругать его сложно....
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Опубликовано:

Я очень много по Споку делала,мне не всё нравится,но в большинстве своём,его советы оказались полезными.И мне понравились его похороны:-)))Люблю неординарных людей:-)))
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение