Антропологическое

5 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Антропологическое Это я. Наконец-то интересное мне попалось. вотПрошлое швейцарцев пишет одна русская блоггерша, которая живет теперь в Швейцарии*****Мне часто встречается мнение, что вот у нас, русских, тяжелые годы голодного прошлого позади, не то что у катающихся в масле и жирующих Европе и Америке. И, мол, поэтому «русскому человеку так важно демонстрировать свое богатство и успех — ведь «мы так долго жили в бедности». Именно поэтому нам стыдно сказать «это слишком дорого», поэтому мы клеим обои с золотыми цветами и носим дорогие шубы. А «им» не надо ничего доказывать — они и так знают, что все богатые.За Америку ничего не скажу, я тоже офигела, когда в Mad Men в начале 60х годов в доме устанавливали кондиционер, а в 68м уже пульты дистанционного управления у телевизоров. Но Европа, по-моему, — по тому, что я тут вижу, слышу и постоянно узнаю, жила до последней четверти прошлого столетия совсем не прямо чтобы в потребительском раю в виллах с бассейнами. ***В Саас-Фее мы с Мишей ходили на экскурсию в местный краеведческий музей. Эта деревня, да и вся долина Саас, до того, как в конце девятнадцатого века местность «открыли» для туризма англичане, жила почти исключительно тяжелым физическим трудом, осложненным необходимостью постоянно давать отпор горной природе — лавины, оползни, обрушения, завалы и т. п. Все существование было подчинено борьбе за выживание. Молодые сильные мужчины зимой уезжали на заработки поближе к Сиону, а женщины, дети и старики ткали, вязали, резали по дереву и тоже всячески пытались хоть чуть-чуть подзаработать. Вместе с пришедшими англичанами и строительством нескольких курортных гостиниц в это место пришла «благодать» — можно было устроиться на работу судомойкой или горничной и перестать работать в поле. Дети и подростки зарабатывали тем, что ходили наверх, к леднику и таскали в специальных корзинах гигантские ледяные глыбы для гостиничных кухонь (холодильников-то не было). До середины 50х годов 20го века в Саас-Фее не было даже асфальтовой дороги. Только грунтовая, которую зимой заносило, а в непогоду развозило так, что пробраться в деревню можно было только на муле. И деревня Саса-Фее не единичный случай, а норма жизни, во всех деревнях так было. ***У меня есть поваренная книга о классической швейцарской кухне Aus Schweizer Kchen, изданная в 1977 году — энциклопедия швейцарского кулинарного наследия. Большинство ингредиентов — простые и обыденные, в качестве специй на кастрюлю супа предлагают класть лаврового листа и две горошины черного перца. Умилил рецепт, в котором, обжарив кусочки грудинки, предлагается «жир слить, для использования в других блюдах». И продукты все строго сезонные и строго местные — капуста, картошка, лук, мука и сливочное масло. Очень пуританская книга, у Молоховец куда как позаковыристей рецепты. ***Недавно в историческом музее Базеля проходила выставка, посвященная 5-летию телевидения в Швейцарии. И у них, представьте, тоже практически до начала 70х годов был один телевизионный канал, а потом почти до восьмидесятых — 2. У них тоже долго были черно-белые телевизоры, а пульт дистанционного управления образца 1974 года (наверное, ужасная экстравагантность и ненужное роскошество) выглядел как ящик, размером с патефон, на толстом шнуре и с колесиками — подкатывать от телевизора к дивану. ***В школе, в которой учатся мои дети, в подвале еще при постройке были оборудованы душевые. Потому что в домах тогда не было ванных, и детей мыли в школе. Это был прямо гигантский скачок прогресса — душевая! Есть фотографии того, как это происходило в тридцатые годы прошлого века — на детей надевали специальные фартуки, ставили в рядочек и поливали из шланга. Цивилизация!Собственно, школа, особенно начальная, до сих пор для большинства швейцарцев — скорее социальный и развивающий институт, чем образовательный. От школы ждали того, что дети не могли получить дома, поэтому никто не ждет, что дома дети получат что-то поверх школьного. Основные предметы до сих пор — разные варианты «трудов», религия и физкультура. ***А эта страна уже двести лет не воевала на своей территории и, по сравнению с окружающими государствами, всегда в практически привилегированном положении находилась. ***В общем, я не хотела тут тремя дохлыми примерами доказывать и сравнивать, где жить было хуже. В конце концов мне тоже смешно слушать жалобы швейцарцев, как они во время второй мировой войны «тяжело жили и даже (!!!!!) картошку на площадях сажали», бедные. В конце концов, у них отцы и дедушки вспоминают истории про то, как делили хлеб перед обедом, а у нас и мы сами такого порассказать можем. Просто миф «они всегда жили богато — им не понять» — это миф. Еще до фига полно живых людей, которые хорошо помнят, как они жили бедно, очень бедно. Но, как следствие, здесь почему-то не считается важным доказать всему миру свою состоятельность, а наоборот — очень неприлично кичиться богатством. Фразу «мне это слишком дорого» услышишь гораздо чаще, чем «разве ж это дорого?». Я думаю, это где-то глубже, чем просто в ближайшем бэкграунде. Религия? Менталитет? //////ну и там идут комментарии, типа:Я со своей гипотезой уже всем тут надоела, наверное, но уровень жизни aka «богатый» бэкграунд не имеет совершенно никакого значение.Рабство. И социальная нестабильность.В богатых европах все, что ты заработал, все что ты построил на своем клочке земли и сам клочок — твои. Никто отнять не может и не важно насколько мало ты заработал.А у нас совершенно не важно насколько ты хорошо работаешь и сколько ты там себе развел коров. В любой момент может приехать барин/прийти человек с ружьем и все забрать/поделить.Отсюда желаение все, что есть и еще чуть-чуть использовать сразу себе для увеселения/украшение и сделать вид, что ты богаче барина/человека с ружьем, чтобы он тебя первым испугался и убежал без твоей родной коровы.И за Америку я могу сказать, что у местных потомков рабов точно те же самые паттерны поведения, что и у российских потомков крепостных. «Я надену все лучшее сразу и буду в долгах, но на мерседесе последней модели»./////Мне показалось, что это похоже на правду)И еще это предположение перекликается с тем, что говорил Кончаловский (он говорил это про разницу между Россией и Украиной):в России крестьянин даже тяжко работая не мог ничего заработать - все принадлежало барину, царю. земля мало давала и постоянно были неурожаи. работай - не работай, ничего не будет.а в Украине (и в Европе) мало того, что земля давала, была частная собственность, были города, ремесла, люди знали, что от их труда зависит их благосостояние и стремились распоряжаться заработанным, поэтому они развили Магдебурское право и т.д., стремились к свободе и к закону.Мне кажется, логично все сложилось в этой теории, как вы считаете?
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

эммм вы намешали куч всего, в большой исторический винегрет. Закон не в комплекте со свободой возникает, он наоборот ограничивает свободу
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

на это ограничение люди идут сознательно, ради того, чтобы правила были одинаковыми для всех.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, это, а еще религия, наверное. Пуританство, скромность - добродетель. Но у итальянцев не так, они тоже любят богато, поэтому у нас так популярен итальянский дизайн. Вернее, он разный, итальянский дизайн, но у нас популярен тот, который барокко, Кавалли и т.п.[+sign]Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное отражение. Уильям Теккерей[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

))) ну вот уже свобода с ограничениями.А вообще интересно изучать историю права
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах