По следам любимых сказок.

4 сообщения в этой теме

Опубликовано:

По следам любимых сказок. ©Как это привычно – мы все читаем детям сказки. Мы знаем, что сказки детям полезны, мы видим в сказках мораль, мы знаем, что «сказка ложь, да в ней намек…», но все ли намеки удается заметить нам с первого прочтения? Мои дети вошли в тот возраст, когда запоем слушают сказки, и, вновь окунувшись в мир детской литературы, я открываю для себя что-то очень много нового, причем такого, на что в общепринятом смысле в сказках намека-то вроде как и нет, а мне в каждой сказке непременно видятся прямо-таки современные социальные аспекты. Что это – взрослое прочтение? Опыт и возраст? Победа моих тридцати двух над детскими иллюзиями? Или просто – больное воображение? Судите сами.Такая известная сказка про семерых козлят. Что же такого я в ней нашла? Все очень просто. Мамка-то коза, получается, мать-одиночка, да еще с семерыми детьми на руках. Ну, или в разводе находится, ведь про папу ни слова не сказано. Все только мама, мама, она и за домом смотрит, и на работу ходит, в общем, тяжелая у нее жизнь, все сама, все сама. А ведь если б был он, этот папка, небось побоялся бы волк осуществлять свои намерения, а тут – одинокая мать, дети – безотцовщина… Вот и поплатилось семейство козлят за свою социальную неустроенность. Читая сказку гуси-лебеди, сразу споткнулась о вопиющую халатность родителей. Оставляют одну дома доченьку, которая и сама еще мала (в Америке, кстати, оставил ребенка, не достигшего двенадцати лет, одного дома – могут засудить), да еще на ее попечение бросают братишку чуть ли не младенческого возраста. Двое моих старшеньких сейчас находятся как раз в возрастной категории этих сказочных персонажей. Примеряю ситуацию на них и волосы встают дыбом. Ответственность – дело, конечно хорошее, но как ей за шебутным братом уследить, когда за ней самой зоркий-презоркий глаз нужен? Да еще целый день? Нападение гусей-лебедей – это самый минимум из тех катастроф, которые могут произойти с предоставленными самим себе малолетними детишками. Еще один момент в этой сказке показался мне странным и даже отталкивающим. Помните, когда сестренка бежит спасать братика из гусь-лебединого плена? И ей на пути встречаются печка, яблонька и речка? Как они ей помощь предлагают, помните? Ну ведь видят же, девчонка торопится, с ног сбивается, каждая минута на счету, помоги ты просто так, да? Просто так они ей готовы помочь? Ничего подобного. Баш на баш. Вот ты пирожок съешь, яблочко отведай, молочка с кисельком похлебай, и вот тогда мы подскажем, в какую сторону тебе за братиком бежать. Ну ладно бы не было спешки, но в такой критической ситуации требовать торгово-рыночных отношений? Девочка отказывается, сама случайно на избушку Бабы-яги натыкается, а мышка помогает ей братика спасти. Тоже, кстати, не за просто так, а за кашку. Ну а на обратном пути, чтобы спрятаться от гусей-лебедей, которые пустились в погоню, девочке уже деваться некуда, стоит вопрос жизни и смерти, приходится вступать в торгово-рыночные отношения и с речкой, и с печкой, и с яблонькой. Вот и получается, что простая русская сказка «Гуси-лебеди» имеет очень даже современный социальный подтекст.Похожий момент отсутствия родительской бдительности описан в сказке «Красная шапочка». Кто виноват в той жуткой истории, которая произошла с бедной девочкой – сама Красная шапочка? Злой и страшный серый волк? Несчастная бабушка, которая вопреки стереотипам не печет пирожков и не имеет в доме захудаленького горшочка масла? Оно понятно, заболевшую бабушку нужно было уважить, навестить и отнести гостинцев, но чем думала Шапочкина мать, отправляя девоньку на верную погибель в путь по темному глухому лесу, в котором водятся волки? И что ж она не составила ей компанию? Волка испугалась?Статья 125 УК РФ. Оставление в опасностиЗаведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. Очевиден факт отсутствия мало-мальских материнских чувств в отношениях матери и дочери.Дюймовочка – это вообще отдельная душещипательная история. Еще в далеком детстве я начинала горько плакать, едва взяв в руки эту печальную сказку. Вы думаете, я лила слезы, следя за перипетиями непростой судьбы маленькой девчоночки? Как бы не так! Ни капли жалости не зарождалось в моей душе по отношению к Дюймовочке. Проблема отцов и детей – вот что ощущала я особенно остро. Меня глубоко трогала судьба бедной женщины, которая так долго мечтала об этом маленьком создании, так радовалась ее появлению, а это создание у нее мало того что украли какие-то жабы, так и само-то создание в итоге оказалось дрянной дочерью, которая думала только о себе, шастала по миру в поисках собственного счастья, и, устроив наконец-то свою судьбу с прекрасным эльфом, даже не вспомнила о несчастной своей матери, которая наверняка убивалась потом всю жизнь после пропажи самого дорогого, что у нее было.Интересный момент я усмотрела и в сказке «Царевна-несмеяна». Сидела себе красавица, вся такая, блин, такая, растакая, грустно-скучно-утонченная… И в мужья себе разумела того лишь только, кто рассмешить ее, видите ли, сможет. И так и сяк добры молодцы старались. Получилось? Улыбнулась Несмеяна? Ура, побежали под венец. Очевидное отражение нашей жизни – так часто молоденькие глупенькие девчонки отдают предпочтение балагурам и весельчакам. Но это только в сказке мед-пиво попьют и живут потом долго и счастливо, а в повседневности оказывается, что куда как лучше в мужья годятся солидные и серьезные добры молодцы.В сказке «Три медведя» удивляет меня главная героиня – девочка, которая беспардонно впирается в чужой дом, не испытывая при этом ни страха, ни угрызений совести оттого, что нарушает границы частной собственности. Можно, конечно, сделать скидку на возраст, но уж простите – если она достигла тех лет, в которые самостоятельно расхаживает по лесу, то и элементарные нормы этикета уже можно было бы выучить. Но об этикете тут речи идти не может. Ей мало того, что она незваным гостем вломилась в чужую избушку, она же там и покуролесила неплохо! Из всех тарелок похлебала, заметьте, не просто подошла и попробовала (простим по малолетству), нет, она в каждой поковырялась, а похлебку самого маленького мишутки слопала целиком. Потрясающее воспитание, правда? Что делает дальше эта малолетняя нахалка и хулиганка? Продолжает безобразничать. Покачавшись на стуле (не знаю ни одного ребенка, который остался безнаказанным за такое действо), девочка в итоге поломала хозяевам дома сей предмет мебели. Потом она, видимо, подустала от своих проказ, и, опять-таки переворошив каждую кровать, уснула в мишуткиной постельке. В общем, разбомбила пол дома в отсутствие хозяев. А теперь – внимание – вопрос. Что бы вы сделали на месте медведей – хозяев дома? Пришли домой – в доме следы присутствия посторонних, еда съедена, а та, что не съедена, все равно испорчена, мебель поломана, постели перелопачены… Справедливость целиком и полностью на их стороне. Да этому трудному ребенку просто повезло, что окно было открыто, удалось выскочить и сбежать. Хотя, возможно, такой вождь краснокожих в юбке и к встрече с медведями в количестве трех штук был готов.И вот что интересно, сказочники случайно допускали такие подтексты и намеки в своих произведениях? И это именно моя и только моя богатая фантазия вытянула из таких привычных, выученных наизусть, хороших и добрых сказок, социальные проблемы нашего современного общества? Или авторы и сами были теми еще приколистами?
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Опубликовано:

... ...
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Опубликовано:

а можна и такую ссылку дать http://www.mosoblonline.ru/upload/att/20110706154857.pdf
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Опубликовано:

это очень объемный вопрос, который давно занимает умы и давно и подробно изучен (+) Курс фольклористики, да и просто теории литературы, обязательно включает ознакомление с фундаментальными исследованиями структуры, типологии, морфологии и симеотики сказок (например работы Мелетинского, Проппа, Леви-Стросса и др.), где все упомянутые автором начального поста проблемы структурированы и интерпретированы. Прочтение же сказок в контексте каждой следующей "современности" актуально всегда, и, конечно, порождает новые и обновленные интерпретации.:))[+sign]ex-Goth[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение