навстречу юбилею Сергея Васильевича Рахманинова

1 сообщение в этой теме

Опубликовано:

навстречу юбилею Сергея Васильевича Рахманинова Живя в Москве, Сергей Васильевич Рахманинов часто посещал Андроников монастырь, где слушал старинный знаменный распев, звучавший под сводами древнего Спасского собора и Архангельской церкви.Гедике вспоминал о Рахманинове:«Он очень любил церковное пение и частенько, даже зимой, вставал в семь часов утра и в темноте, наняв извозчика, уезжал в большинстве случаев на Таганку, в Андроньев монастырь, где выстаивал в полутемной огромной церкви целую обедню, слушая старинные суровые песнопения из Октоиха, исполняемые монахами параллельными квинтами. Это производило на него сильное впечатление. После обедни Сергей Васильевич ехал домой и, отдохнув немного, садился заниматься».Различные виды искусств, соединяясь в древнем православном храме, не могли не воздействовать на чувства эстетически восприимчивого человека, каким был Рахманинов, перенося его в мир совершенной гармонии и красоты. Иконы, мерцание свечей, богослужебные песнопения, мелодические линии которых вторили круглящимся элементам архитектуры, косые лучи дневного света, проникающие сквозь узкие окна, возгласы священника и дьякона, их плавные и торжественные движения, аромат благовоний… Все элементы церковного искусства, воздействуя одновременно, создавали таинственное настроение и переключали сознание с суетных вопросов текущего дня на возвышенные проблемы вечного бытия.В то время, когда Рахманинов бывал в Спасо-Андрониковом монастыре, это место славилось не только древними традициями пения, но и колокольными звонами, которые, очевидно, вызывали у композитора воспоминания о детских годах, проведенных в Великом Новгороде.К рубежу XIX–XX вв. в России возрос интерес к древнерусскому искусству — архитектуре, живописи, богослужебному пению, подготовленный ходом развития культуры предыдущего столетия. В тот период появились здания, выстроенные в так называемом «неорусском стиле», заново открывалась скульптурная пластика и цветность забытого к тому времени изразца. Реставрационные технологии дали возможность «раскрыть» в иконе красочные слои разных эпох и увидеть подлинное древнее письмо, о котором как об одном из главных открытий века заговорили не только в России, но и в Европе. Были достигнуты результаты в изучении древнерусского пения — сделаны важнейшие шаги на пути к расшифровке безлинейных нотаций.весь текст,видео и фото
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение