Опубликовано: 25 янв 2015 по слідах теми при фінську освіту від Владимир СпиваковскийФинская система образования. Правда, вымысел и польза.В СМИ вдруг появилась нашумевшая статья о загадках финской системы образования. Я за два дня получил десятки перепостов этой статьи в свою ленту. И все спрашивают – всё ли там так чудесно на самом деле? И почему бы у нас такое не сотворить?1. С моей точки зрения, и по моим знаниям финских школ, описанная в статье модель идеальна на бумаге, но в жизни там не всё так сладко. Если кто-то захочет взять такую модель и внедрить её у нас один к одному, то ничего не выйдет, так как там многое противоречит друг другу.Однако, как схема, она очень полезна для расширения сознания всех, кто этой темой интересуется.2. Главное! Они начали свою Реформу с учителей, поместив Учителя в центр всего. Установили им оплату 50 000 евро в год (это немало), но и требования к ним выставили серьезные: только PhD, даже в начальной школе.Высокий уровень учителей повлёк за собой то, что учителям доверили учить детей б е з учебного плана и проверок. Там каждый учитель приходит на урок и наугад может сказать: Так, дети, что мы сегодня хотим учить?..3. Однако, говоря о высокой зарплате учителей, мало кто упоминает некоторые отягчающие обстоятельства.В Финляндии самые высокие в мире налоги, там модель шведского социализма. Прогрессивная шкала налога до 48% и еще взносы в пенсионный фонд 5,15%, соцстрах 2,04% и на безработицу 0,6%. Вот отсюда и собирается огромный бюджет на бесплатное образование, бесплатные учебники и бесплатное питание. Если бы нашему народу вменили налог на зарплату 55% - вместе с таким бесплатным образованием, мы бы согласились?Учителя работают по контракту на год. Лето может не оплачиваться. Через год вас могут уволить. Это ж как надо стараться угодить детям, родителям и директору, чтобы контракт продлили!? Вот на таких условиях, сколько наших учителей согласны работать? У них конкурс в педвузы 10 человек на место.4. Теперь о результатах. Они действительно, впечатляют. Школьники занимают в последние годы высокие места на всемирных олимпиадах. Вместе с Южной Кореей, Китаем, Сингапуром, Гонконгом. Где, кстати, нет такого либерализма в учебе, а наоборот, диктат. Так что модели удачных систем образования могут быть противоположными.5. Оплата за школу, в принципе, бывает, но по желанию родителей: 200-300 евро в месяц. Частных школ 85, это 3% от общей численности.6. Родителей в школьный процесс не сильно вовлекают. Считается, что у них и так много забот.7. Цель школы – не соревновательность, не оценки и не стремление быть отличником. Там на первом месте здоровая среда проживания и равенство – возможность предоставить хорошее образование всем: и сильным, и слабым, и больным, и иностранцам.Все эти категории могут учиться в одном и том же классе. Одни за партой, другие в коляске, третьи без знания языка, четвертые с дислексией или дисграфией. Учителя к этому толерантны и умудряются всех увлечь и научить.8. Начальная и средняя школа объединены с 7 до 13 лет. Именно с 7. Они считают, что отдавать в 6 лет еще рано, ребенок еще не наигрался в игрушки, а вот в 7 он уже хочет «работать». Это возрастная психология.9. Ученики проводят в классах меньше часов, чем в других странах. Принцип простой: лучше меньше, да лучше.10. Нет принудительного тестирования. Учитель сам определяет, кто есть кто и что. И при неправильном своем экспертном заключении он рискует вылететь с работы навсегда. Просто с ним не заключат контракт, без объяснения причин. А на самом деле, это и есть профессионализм. Ведь если в медицине доктор постоянно ставит больным неправильные диагнозы – ну, какой он доктор?11. Я изучил модели школ 20 стран, где образование на высоком уровне. Участвовал в реформировании системы образования в Норвегии. Езжу аккредитовывать лучшие в мире школы. И скажу, что разные модели школ по-своему замечательны.Главное каждому государству решить – зачем ему вообще нужна система образования? И каково её главное звено: учитель, ученик, школа, чиновник, будущая карьера ученика, экономия бюджета, поступление в вуз, борьба с коррупцией и т.д?12. В Финляндии приоритет – эрудированные учителя, либеральная расслабленная атмосфера и высокие места на предметных олимпиадах..... В Англо-Америке – лидерство и качество будущей жизни своей и общества...... В Китае ныне приоритет – знания любым способом, потому что среди 1,5 миллиардов населения иначе не выжить.13. В Украине приоритет имеют двое: чиновник и оценка. А вовсе не ученик, как многие утверждают на симпозиумах и в диссертациях. Вот попробуйте захотеть встретиться с директором школы и позвоните ему. Вам ответят, что его вызвали на нараду. И на следующий день он на нараде, и на следующий опять на нараде.... Там он получает бесконечные инструкции, формы для заполнения и сдаёт отчеты. И пусть попробует что-то сдать не вовремя! Чиновник его накажет. Он – главный начальник.А оценки! Они превращены в жуткий объект поклонения и добычи. Журналы строгой отчетности! Экзамены чуть ли не под дулом пистолета! ЗНО чуть ли не со смертельным приговором, если не сдал!.. Это и есть диктатура оценки.Однако, ни чиновники, ни школьные оценки в будущей жизни людей никакой роли не играют. Значит, эти приоритеты на самом деле у нас мифические. И должны быть заменены на другие. На те, которые присущи передовым странам, которые делают жизнь людей и общества более человечной и успешной. Но это так, к слову…14. Надо ещё задуматься над таким парадоксом. Вот все хвалят финскую систему образования. И по главным параметрам она передовая (это подтверждает рейтинг PISA), да ещё там всё бесплатно.Но почему же все посылают своих детей в дорогущие британские школы, считая их образцом и идеалом, хотя они вроде бы звезд с неба не хватают на этих олимпиадах?Думаю, что ответ прост. Потому что мы живем в мире подмены понятий. И не понимаем, для чего вообще существует образование, и какими должны быть его результаты. Давайте посмотрим, что является готовой конечной продукцией школы.Англо-американцы нацеливают школу на лидерство. И они лидеры в мире.Финны настраивают школу на доброжелательную ауру. И они лучшие исполнители.Китайцы нацеливают школу на знания. И они вырастают в трудолюбивых и аскетичных пчелок.Мы нацеливаем школу на чиновников и оценки. И получаем чванливое государство и дутые цифры наших достижений.15. Ну, и напоследок. Почитав такую завораживающую статью о загадках финской школы, так и хочется, чтобы у нас было как там. Но, увы, перенести эту схему в другую страну нельзя, как и культуру. Это складывается веками и традициями. У финнов на это ушло 100 лет, с того времени, как они откололись от совка.Мы тоже встали на этот путь, и пройдём его гораздо быстрее. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 янв 2015 тоже хорошая статья, спасибо и мне как преподавателю, который любит свое дело и учился в Германии очень хочется, чтобы позитивные реформы в системе образования хотя бы начались. И менять нужно очень многое.Важный аспект еще - это практичность. Образование должно быть практичным. А не так, как у нас - сидит деть физику в чистой теории зубрит и даже не знает, как тот или другой закон работают на практике в жизни и в природе. Я даже грамматику английского преподаю очень практично. Мои студенты думают, что грамматика - это не писанина и правила, а игры и другие активности :) 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 янв 2015 я думаю если бы у нас повысили зарплату учителям и заключали с ними контракт на год без оплаты лета - уже бы что_то сдвинулось а так им пофиг. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 янв 2015 Если бы профессия учителя стала высокооплачиваемой, в учителя бы шли на 80 % ДРУГИЕ люди. Те, кто просто не могут себе позволить жить на зарплату учителя. + А те, кому пофиг дети, учебный процесс и педагогика, как наука, не изменятся, даже если их озолотить. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 янв 2015 интересно [+sign]Если тебе лизнули зад, не расслабляйся. Возможно, это смазка! - М. Жванецкий[-sign] 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 янв 2015 у сына любимый учитель ушел, потому что женился. Преподает теперь основы здоровья, как подработка, так понимаю... у меня в ВУЗе был преподаватель, молодой, очень интересный как учитель и как человек. Он начинал как учитель младших классов! Дети его просто обожали! И тоже ушел... А как жаль.[+sign]Фарш невозможно провернуть назад...У них не будет бога, кроме рока,А самое главное - их будет много!Я буду их рожать каждую неделю,мир станет таким, как мы с тобой хотели![-sign] 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 25 янв 2015 я вважаю, що люди, які пишуть такі припущення, ніколи не викладали в школі 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Опубликовано: 26 янв 2015 +100 [+sign]Если тебе лизнули зад, не расслабляйся. Возможно, это смазка! - М. Жванецкий[-sign] 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах