статья про адаптацию деток в новых коллективах

1 сообщение в этой теме

Опубликовано:

статья про адаптацию деток в новых коллективах ПРАКТИЧЕСКОЕ околошкольное РЕБЕНКОВЕДЕНИЕ или мой ребенок "новенький" Новый учебный год мой сын встретит в 8 классе новой школы. Он будет "новеньким". И опыт этой главы станет и его опытом. Решение о переходе мы приняли не потому, что сыну плохо в старой школе - Миха чудесно учится, школа "детоцентрическая"... просто пришло время изменений. Сам сын сказал - "очень не хочется, но пора выходить из зоны комфорта" :-) Любые перемены вызывают вполне закономерную тревогу. Родительскую. а затем, детскую :-) у каждого из нас есть свой опыт прощания со старым и вхождения в новый коллектив. Будем стараться не переносить его на своих чад. У них - свой потенциал, свои задачи, своя история. То, что очень важно слышать, чувствовать, видеть ребенку в глазах родителя (как и нашему взрослому партнеру) - "я в тебя верю. Если нужна помощь, я рядом. Но я точно знаю, что ты справишься сам". Нам важно помнить-что идеальных систем не бывает. Только трудности, которые, конечно, по силам ребенку, дают ему опыт победы и ощущение силы. - что 12 баллов по всем предметам иметь совершенно не обязательно. :-) и оч многое из того, что мы сами проходили в школе, нам не пригодилось во взрослой жизни- что школа - не должна быть всей жизнью ребенка. Это только часть жизни.- Что Ребенок, не уверенный в любви родителей, начинает фиксироваться на "успешности" - он обходным путем, через внешние успехи, заслуживает внимание. Это приводит к излишнему напряжению и, в конце концов, неврозу, психосоматическим болезням.- Что то, что неустроенно, несостыкованно, недосказанно и непрожито дома, будет отражаться на школьной жизни.- Что учителя не несут ответственности за Душу нашего ребенка Итак1. Решение о переходе в другую школу (садик) принято.Чем оно продиктовано? Это вынужденное или "добровольно- эволюционное решение"? Это побег из плохих условий, попытка избежать конфликта или осознанный выбор? Это решение совпадает с другими изменениями в жизни ребенка (переезд, развод родителей, появление младшего детеныша? Это решение самих родителей или оно согласовано с ребенком?Если мы ответили "да" на первую часть вопросов, нужно будет приложить чуть больше усилий, чтобы дать ребенку ресурс перед новым школьным годом.(Идеально, если между школами ребенок отдохнет в лагере, пойдет на новый кружок, секцию, получит новый позитивный опыт общения в группе) 2. Чем бы ни было продиктовано решение, нам важно (точнее, нашему подсознанию) "совершить ритуал". Только закрыв одну дверь, мы открываем другую. Помните, как в народной традиции встречают- провожают перемены? - либо оплакиванием, либо празднованием. Это позволяет поставить точку - выпустить непрожитое и незавершенное.Если у ребенка отношения с одноклассниками хорошие - можно устроить пикник, мини- встречу, где бы нашему ребенку могли бы сказать теплые слова, сказать, что в нем ценят. И важно - договориться встречаться время от времени или контактировать в соцсетях. Сделать общее фото друзей. Можно сделать маленький семейный ужин в честь ребенка или просто купить маленький подарок на память. Если ребенок уходит из школы из- за конфликта - важную "точку" поставить все равно важно. 3. Подготовительная работа родителей.в старой школе - поговорить с директором, классным руководителем, психологом. Поблагодарить (если есть, за что). Спросить - на что важно обратить внимание. В новой школе. Походить по самой школе, почувствовать атмосферу, постоять под кабинетом (если еще учебное время), послушать шумовой фон :-), посмотреть на школьников, насколько они раскованны, посмотреть, насколько открыта информация о школьной жизни (на стенах часто развешивают фотографии, вывешивают планы и проч) При встрече с директором- классным руководителем - рассказать о том, почему приняли решение сменить школу, рассказать об особенностях ребенка, его сильных сторонах и ваших ожиданиях. 4. Подготовительная работа с ребенком. - куда бы мы не переходили - мы с собой переносим себя - со своими плюсами и минусами.Я предлагаю детям игру - размышление " колючки и магниты".Магниты - это те качества, которые привлекают к нам людей - например, наше остроумие, наша доброта, наша надежность. Но наши колючки могут причинят боль и отпугивать друзей. Например, наша вспыльчивость, обидчивость, необязательность. Дети сами пишут несколько "колючек" и обязательно вдвое больше "магнитиков". "Колючки" - это то, из- за чего и могли возникать конфликты и непонимание в старой школе. То, из- за чего ребенок и говорил "со мной не дружат". - если из фамилии ребенка можно сделать дразнилку, сами придумываем вместе с ним веселые варианты "обзывалок". Так мы делаем прививку от обидчивости - есть дети с обостренным и "субъективным" чувством справедливости. Они ябедничают, совершенно искренне считая, что "помогают обществу". Нам важно объяснить разницу между правдивостью и справедливостью и поведением ябеды - я часто для иллюстрации адаптации ребенка к новому месту использую метафору пересаживания цветка в новый вазон. Ему нужно время, чтобы привыкнуть, вживиться, пустить корни. Первое время цветку требуется более бережный уход, он чувствителен к любым воздействиям. Но через несколько недель - месяц он уже крепок и силен. (Удобрением и влагой для ребенка становятся наша поддержка, забота, доверие) - мы помним, что мы можем разниться по темпераменту. Что есть разные психотипы, разные телесные типы, темпоритмы, особенности восприятия информации. Если наш ребенок интроверт - ему для общения будет достаточно одного- двух человек, от долгого пребывания в группе, в шумном месте, он одет уставать, капризничать, болеть. Ребенок- экстраверт - нуждается в контактах и активном обмене эмоций. Это для него питательная среда. Без нее он устает, капризничает, болеет. - телу ребенка должно быть комфортно. Если ему небезопасно, вся учебная информация будет блокироваться. Ребенку важно знать, где туалет, где столовая, где взять воду для питья. У него с собой должны быть влажные и сухие салфетки. - если в школе есть дресс- код - его важно соблюдать. Подбирая все же удобную и качественную одежду. Памятка для ребенка То, что помогает быстрее превратиться из "новичка" в "старичка"- приветливость- умение знакомиться- аккуратность- хорошая осанка- разносторонность интересов Важно- не ждать, что тебя сразу "примут в компанию". Классу тоже нужно время на адаптацию- наблюдать и изучить правила и "законы" нового класса- присматриваться к одноклассникам, откликаться на приглашение к контакту- не заискивать, не покупать внимание подарками- не рассказывать о том, как было хорошо в прежней школе- не хвастаться и не врать о себе- не ябедничать- если в классе есть группировки и лидеры, если группы начали перетягивать на свою сторону, важно сказать - мне сейчас все интересны и важны.- не изменять себе, не соглашаться на то, что считаешь неправильным- задавать вопросы и спрашивать совета у тех, кому доверяешь- излишне не перивлекать к себе внимание - если становится сложно и одиноко - представлять за собой родителей, друзей, тех, кому доверяешь - как будто на них опираешься, как на стену. Любые изменения, любой новый опыт, любые контакты с новыми людьми делают нас и наших детей сильнее, мудрее, зрелее. В проекте канала "ПлюсПлюс" "корисні підказки" одна из серий посвящена теме "новенький", в ней есть много наглядных советов. Пусть все адаптации в жизни наших детей проходят легко и безболезненно. Радостного взросления. Светлана Ройз, детский- семейный психолог, мама "новичка" 8-классника, автор книг "Волшебная палочка для родителей", "где живет Ангел", друг детей и родителей :-)Автор Светлала Ройз, отсюда https://www.facebook.com/notes/%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%B7/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BC%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9/682724315096816
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение