Зачем учиться в Швеции. Сноб.

15 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Зачем учиться в Швеции. Сноб. Источник. Статья на Снобе. Всякая система образования отражает болезни и достоинства общества, ее создавшего Меня попросили написать о высшем образовании в Швеции. Случилось это, потому что я работаю в шведском вузе. Преподаю английский и азы языкознания.Об основном месте работы либо хорошо, либо анонимно. Однако кривить душой мне не придется. Все претензии к работодателю у меня настолько скандинавские, что пересказывать их вам неловко. Приберегу для профсоюза и непосредственного начальства. Русскоязычным коллегам с чистой совестью заявляю:— Предложат работать в Швеции — соглашайтесь.А русскоязычным абитуриентам могу сказать следующее:— Будет возможность учиться в шведском вузе вместо российского — прочитайте этот текст до конца. И тоже соглашайтесь.Прежде всего, практические вопросы. В 2011 году высшее образование в Швеции стало платным для всех, у кого нет гражданства ЕС, Норвегии, Исландии или Швейцарии, но расценки умеренные, особенно если сравнивать с Великобританией или США. Почти все бакалаврские программы преподаются на шведском, но есть много магистерских на английском, а в аспирантуре обойтись без шведского можно почти повсеместно. Кроме того, выучить шведский в сжатые сроки вполне реально — для носителя русского языка он не сложнее английского.Теперь о нематериальном.Университеты не существуют в вакууме. Всякая система образования так или иначе отражает болезни и достоинства общества, ее создавшего. Поэтому, говоря о вузах, я буду постоянно говорить о Швеции в целом. Начнем с плюсов, продолжим недостатками, под занавес вытащим из рукава главный козырь и подведем итог.Не знаю, как вам, а мне очень по душе отсутствие придыханий и церемоний. В Швеции все на «ты». Ко всему начальству, вплоть до премьер-министра, обращаются по имени. Соответственно, для моих студентов нет ни «господина Андреева», ни «профессора Андреева», ни «Константина Рудольфовича». Есть только «Костя».Психологически это очень важный момент, напрямую связанный с тем, что шведы не любят иерархий и статусной распальцовки. Премьер-министр и журналист, достающий его неудобными вопросами, — равноправные члены гражданского общества. Препод и студент — равноправные субъекты образовательного процесса. Это норма. Отклонения бывают, но остаются отклонениями.Иными словами, я не имею права ни с того ни с сего назначить экзамен на воскресенье или переосмыслить учебный план в середине семестра. «Неуд», поставленный по настроению, выльется в немедленную жалобу ректору с последующим расследованием. Рутинное хамство и барские замашки, свойственные многим преподавателям российских вузов (я уже не говорю об их руководстве), кончатся коллективным протестом и разоблачением на две полосы в местной газете.Процедуры «отчисления» в нашем понимании не существует. Студента можно временно отстранить от занятий за дисциплинарный проступок (читай: за списывание). Хулиганством, естественно, занимается полиция. Оскорблениями — суд.Дальше. Поскольку образование бесплатное, а на бытовые расходы дают льготные ссуды, «студенческий возраст» продолжается всю жизнь. В 2011 году, например, 30% всех студентов были старше 30, а шесть с лишним тысяч человек (1,7%) — старше 55. Каждый семестр мне попадаются первокурсники, закончившие гимназию еще до моего рождения. Ритуальное «уважение к старшим» у шведов отмирает уже не первое десятилетие, и представители разных поколений без особых проблем сидят на одних семинарах.Взрослые идут учиться, потеряв работу. Родители совмещают дистанционные семинары с многомесячным шведским отпуском по уходу за ребенком. 35-летний предприниматель решает завязать с бизнесом и стать школьным учителем. Мать троих детей, давно отметившая сорокалетие, идет получать магистерскую степень по литературе. Пенсионеры записываются на курсы итальянского. И так далее.Растягиванию студенческого возраста способствует и то, что многие учатся понемножку (один-два курса в семестр), а проваленный экзамен можно пересдавать до посинения — как правило, четыре раза в год. Когда вы его наконец сдадите и в электронной базе данных появится положительный результат, все предыдущие незачеты можно просто не распечатывать.В основе такого гуманного отношения к «двоечникам», насколько я понимаю, лежат две местных особенности. Во-первых, хотя шведская бюрократия нередко грешит производством бумажек и галочек, учиться ради бумажек и галочек здесь не принято. Не сдал по-честному — значит, не врубился. Надо учить и сдавать, пока не врубишься.Во-вторых, еще жива давняя социал-демократическая мечта предельно демократизировать высшее образование. Вступительных экзаменов нет, всех зачисляют на основе гимназических оценок, но учеба в вузе — весьма специфический навык. Лучше всего он развит среди усидчивых отпрысков хорошо образованных (читай: обеспеченных) родителей. Как следствие, при жестком академическом отборе интеллигентные сливки среднего класса будут без конца воспроизводить сами себя. Если бы каждый незачет слыл катастрофой, дети слесарей и крестьян, а также неусидчивые и творческие натуры сходили бы с университетской дистанции еще чаще.Самое время сказать, что и демократизация образования, и равноправие студентов и преподавателей могут обернуться для иностранца ложкой дегтя в бочке амброзии, которую я намалевал выше.Во-первых, здесь крайне мало лекций (во многих курсах — ни одной). Обычное занятие представляет собой семинар, на котором говорят все подряд, часто не в тему, порой откровенную чушь, а преподаватель нередко ограничивается кивками и невнятным «ну-у, можно и так на это посмотреть». Чтобы прослыть цербером, достаточно регулярно произносить: «Давайте-ка подумаем еще раз».Во-вторых, вас никто не будет подгонять и строить. Вам дадут список литературы, темы семинарских занятий и обсуждений на форуме, количество слов в курсовой и образец экзамена. Вскользь предложат обращаться за советом, если что неясно. Семинаров при этом будет мало. Типовой курс весом в 7,5 европейских баллов состоит из шести-восьми встреч с преподавателем и ста с лишним часов самостоятельной или групповой работы.Отчасти это вызвано сокращением бюджета, помноженным на силу профсоюзов. Правительство дает вузам все меньше денег, на одного преподавателя приходится все больше студентов, а вкалывать лишние часы за ту же зарплату никто не будет. Но принципиальная позиция в другом: студент — взрослый человек и дисциплинировать себя должен сам.Под этой похвальной стратегией, впрочем, в данный момент тикает бомба под названием «шведская школа». Из школы за последние лет тридцать изгнали всякий дух состязательности, нагрузку, стресс и престиж учительской профессии. Современные шведские гимназии массово выпускают приветливую молодежь с развитой эмпатией, чувством собственного достоинства, критическим мышлением, беглым разговорным английским и творческой жилкой, и это все замечательно, но учить их математике и письменной речи нередко приходится уже в университете.Можно резонно возразить: нам ли воротить нос? Успехи российских школьников в математике, точных науках и особенно в понимании письменного текста впечатляют еще меньше. Но проблема, естественно, в том, что шансы очутиться в шведском вузе есть не у среднего российского оболтуса, а у небедных мальчиков и девочек из хороших школ. Как вариант — у взрослых со сбережениями и активной жизненной позицией. Именно эту публику могут шокировать и провалы в эрудиции шведских сокурсников, и кажущийся пофигизм преподавателей, и легкость некоторых курсов.Поэтому пришла пора вытаскивать главный козырь.Я мог бы долго распространяться о том, что аж три шведских университета (из 29 в целом по стране) красуются в первой сотне мирового рейтинга. Я мог бы расписывать прекрасное техническое обеспечение самого заштатного вуза (вроде моего), не говоря уже о дворцах прогресса вроде Университета Умео, где уже наступило светлое виртуальное будущее.Но главное в другом. Для уроженца бывшего СССР учеба на шведской почве — это возможность окунуться в то самое дивное зазеркалье, о котором я как-то писал и без которого не бывает настоящего образования. При всей расхлябанности, при всех полоумных реформах, которые вечно затевает очередная правящая коалиция, шведские университеты почти лишены главных пороков российской высшей школы и общества в целом. Здесь очень мало подлога, коррупции, очковтирательства, системного произвола и открытого презрения к личности.Как оно так сложилось — отдельная история. Сегодня закруглимся на том, что у некоторых из вас есть шанс испытать это зазеркалье на собственной шкуре, а заодно стать лингвистом, врачом или инженером. Или просто образованным человеком, умеющим «самостоятельно и критически оценивать» информацию, а также «выявлять, формулировать и решать проблемы». В полном соответствии со шведским законом о сокровенном смысле высшего образования.Итого: если вы способны планировать свое время, участвовать в дискуссиях и осмысленно читать энное число страниц в неделю — добро пожаловать в весенний семестр 2014-го. Заявки и документы во все университеты принимаются через один сайт: universityadmissions.se. Участие человеческого фактора в зачислении минимальное.Ну, и преподы в Швеции попадаются неплохие. Чего уж там.[+sign]Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.Далай Ламаэкс Птица_Феникс[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

п.с. Текста много, но написано очень легко и интересно. Рекомендую прочитать даже просто в познавательных целях () [+sign]Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.Далай Ламаэкс Птица_Феникс[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Дякс! [+sign]Если твоя цель требует от тебя энергии - она не твоя. Твоя энергию даст.[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо за текст. Согласна с автором - такой вид образования прдходит только тем, у кого есть сильная субъективная мотивация.+ Обычную молодежь это может привести к краху...[+sign]Но ты - человек, ты сильный и смелый, Своими руками судьбу свою делай. Иди против ветра, на месте не стой. Пойми, не бывает дороги простой. (к-ф "Приключения Электроника)[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С удовольствием прочла, спасибо [+sign]— Как тебя понимать?— Понимать меня необязательно. Обязательно любить и кормить вовремя. ©НА гору - С горыВ школу - ИЗ школы- Вас не то чтобы не любят и боятся, вас просто побаиваются и недолюбливают... ©[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мне кажется, что только постсоветская форма обучения основывается на надзирательстве и контроле + Мне кажется, что во многих странах всю ответственность за учебу и за выбор "учиться-не учиться-и зачем" перекладывают на плечи самих студентов и учеников. Правда знакома я не с очень большим количеством "тамошних" учеников, потому могу и ошибаться.[+sign]Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.Далай Ламаэкс Птица_Феникс[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

спасибо!! познавательно
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

дети - это счастье, ну вот почему до своих 30 я не знала о таком :)), когда без деток была. А теперь только к 55 успеваю. Очень хорошая у них идея с отсутствием вступительных экзаменов. стресса избежали.
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

спасибо, интересно!
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

так не всій же молоді вишка потрібна. кому потрібно - вчиться, кому ні - йде свиням хвости крутити, образно кажучи просто в нашій країні якось гіпертрофовано значущість вищої освіти, ще й дехто наживається на цьому ажіотажі. [+sign]Чтобы посеять в женщине сомнения — надо с ней согласиться.[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

дякую, Таню, дуже цікаво) [+sign]Чтобы посеять в женщине сомнения — надо с ней согласиться.[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

... ...
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

почему тогда продолжает учиться, если все ужасающе? :) Даже до аспирантуры дошла?() [+sign]Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.Далай Ламаэкс Птица_Феникс[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

прочитала два первых поста - имхо - обычное поливание начальства по теме + "они все тупые придурки, ША! я все лучше знаю".выуживание и отслеживание багов и недостатков руководителя - странное какое-то занятие, как мне показалось. п.с. у нее сменилось два руководителя и она обоими недовольна и на обоих куда-то пишет телеги, как я поняла?[+sign]Если проблему можно разрешить, не стоит о ней беспокоиться. Если проблема неразрешима, беспокоиться о ней бессмысленно.Далай Ламаэкс Птица_Феникс[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

спасибо, могу подписаться под каждым словом этого автора. Только насмешило про бюрократию))) Видимо, автор давно живет в Швеции)) и не жил в других странах))) [+sign]В грозы, в бури,В житейскую стынь,При тяжелых утратахИ когда тебе грустно,Казаться улыбчивым и простым —Самое высшее в мире искусство. (C. Есенин)[-sign]
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас