Опубликовано: 29 дек 2003 Верующим и атеистам, думаю, будет интересно почитать результаты опроса: Здравствуйте, многоуважаемый читатель. Как показали результаты исследования, посвященного религиозной самоидентификации Рунета, из числа всех опрошенных 67,2% склонны считать себя верующими, 28,7% неверующими (в том числе, 10,2% из них полагают себя убежденными атеистами), а 4,7% вообще не определились с характером своей религиозности. Считаете ли Вы себя верующим человеком?Всего ответили: 4564 человека- Да, безусловно 870 19,1%- Скорее да 2198 48,2% ------------------------------------ Затрудняюсь ответить 229 5,0% ------------------------------------ Скорее нет 687 15,1%- Нет, категорически 580 12,7%Можете ли Вы назвать себя атеистом по своим убеждениям?Всего ответили: 4564 человека- Да, безусловно 464 10,2%- Скорее да 573 12,6% ------------------------------------ Затрудняюсь ответить 304 6,7% ------------------------------------ Скорее нет 2057 45,1%- Нет, категорически 1166 25,5%Важно отметить, что на крайние позиции в отношении между атеизмом и верой занимает меньшинство респондентов: считают себя убежденными атеистами и категорически неверующими лишь 10% из числа всех опрошенных; 18% - безусловно верующие люди, категорически отрицающие атеистические взгляды. Большинство же придерживается умеренных взглядов: скорее атеистами, чем верующими считают себя 13% и, наконец, 50% опрошенных (!) считают себя скорее верующими, чем атеистами. Рассмотрение социально-демографических характеристик респондентов выявляет следующие особенности: верующие заметно преобладают среди женщин (73% против 55%), а неверующие - среди мужчин (40% против 24%). Кроме того, среди мужчин убежденных атеистов больше, чем в среднем по выборке. Среди респондентов с высшим и неполным высшим образованием верующих меньше, чем в среднем по выборке. Наиболее распространенной в Рунете религией является православие. С ним себя отождествляют 65,5% из числа верующих респондентов. Заявили о своей приверженности другим христианским конфессиям 6,8%, исламу 2%, буддизму 2%, иудаизму 1,6% верующих респондентов. Если Вы считаете себя верующим, то какого вероисповедания (религиозной конфессии) Вы придерживаетесь? Всего ответили: 3220 человек Верующие Не определившиеся- Православие 65,4% 57,2%- Не придерживаюсь определенной конфессии 19,8% 35,5% -------------------------------------------------------------- Протестантизм 2,8% 1,3%- Католицизм 2,1% 2,0%- Другие христианские конфессии 1,9% - Ислам 2,0% 1,3%- Буддизм 2,0% ,7%- Иудаизм 1,6% ,7%- Другие религиозные конфессии 2,3% 1,3%Важно отметить, что почти 20% верующих не придерживаются определенной религиозной конфессии. Еще более распространен такой тип религиозного поведения среди респондентов не определившихся в своем отношении между атеизмом и верой. Подобный тип поведения связан с нечеткостью и размытостью в массовом сознании религиозных дефиниций. Только 34% верующих видят суть религии в вере. Эта доля заметно выше среди приверженцев определенных религиозных конфессий: 65% у протестантов; 60% у мусульман; 37% у православных. Напротив, среди тех, кто не придерживается определенных конфессий, веру в Бога считают сутью религии лишь 17%. Что из нижеперечисленного, по-Вашему мнению, составляет суть религии?Всего ответили: 4564 человека Верующие Неверующие Не определившиеся- Вера в Бога 34,0% 18,7% 26,0% -------------------------------------------------------------- Система морально-нравственных ценностей 19,0% 11,3% 19,8%- Любая вера во что-нибудь/ кого-нибудь 10,9% 15,9% 11,3% -------------------------------------------------------------- Вера в сверхъестественное, в космический разум, дух 8,4% 7,4% 6,2%- Мировоззрение и инструмент (само)познания 8,2% 5,5% 7,3%- Личные убеждения, взгляды на жизнь 6,3% 4,9% 10,2%- Культурная традиция, обычай, привычка 4,5% 8,0% 5,1%- Социальный институт, церковь 4,0% 7,7% 7,3%- Идеология, обслуживающая власть 2,1% 9,0% 2,3%- Коллективное бессознательное, мифотворчество 1,1% 8,8% ,6%- Затрудняюсь ответить 1,4% 2,9% 4,0%Считаете ли Вы религию позитивным фактором общественной жизни?Всего ответили: 4506 человека Верующий Неверующий- Да, безусловно 31,9% 3,3%- Скорее да 46,7% 32,2% --------------------------------------------- Затрудняюсь ответить 7,4% 8,4% --------------------------------------------- Скорее нет 11,8% 36,7%- Нет, категорически 2,3% 19,4%Несмотря на то, что религию считают позитивным фактором общественной жизни 78% среди верующих против 35% скорее неверующих (что вполне естественно), несогласие 14% среди верующих с позитивной ролью религии звучит явным диссонансом. Нечеткость и размытость религиозных дефиниций в массовом сознании проявляется и в следующем вопросе ... Как, по-Вашему мнению, соотносятся религия и истина?Всего ответили: 4564 человека- Истина содержится лишь в одной религии 328 7,2%- Истина есть в некоторых религиях 751 16,5% ----------------------------------------------------- Истина есть во всех религиях 2292 50,2% ----------------------------------------------------- Ни в одной религии нет истины 812 17,8%- Затрудняюсь ответить 381 8,3%Так с утверждением, что ни в одной религии нет истины, согласны 46% неверующих и ... 6% верующих. Напротив, с утверждением, что истина содержится во всех религиях, согласны 57% верующих и ... 35% неверующих. Лишь 10% верующих против 7% в среднем по выборке полагают, что истина содержится в одной религии, а 20% верующих против 17% в среднем по выборке, что истина содержится в некоторых религиях. Приверженцы православия проявляют в данном вопросе вопросе повальный демократизм: 60% из них согласны с утверждением, что истина содержится во всех религиях. Такая позиция полностью идентична позиции тех, кто верит не придерживаясь определенной конфессии. Напротив, 60% протестантов считают, что истина содержится лишь в одной религии. (Попробуйте угадать, в какой именно?!) Нельзя также сказать, что верующие живут активной религиозной жизнью: не более 10% из них полностью или в значительной мере исполняют религиозные предписания на практике... Скажите, пожалуйста, в какой мере Вы исполняете религиозные предписания - посещение храма, совершение обрядов, празднование церковных праздников, чтение святых книг, молитв и т.д.?Всего ответили: 3057 человек (только верующие)- Полностью исполняю 64 2,1%- В значительной степени исполняю 226 7,4%- В небольшой степени исполняю 1787 58,4%- Совсем не исполняю 899 29,4%- Затрудняюсь ответить 82 2,7%Опять-таки среди православных доля пунктуальных верующих составляет лишь 6%, в то время как среди протестантов в десять (!) раз больше - 65%. Данный факт, однако, имеет свое обоснование в том, насколько важним считают верующие повседневную религиозную практику. Является ли, по-Вашему мнению, знание церковных канонов и следование им в повседневной жизни обязательным условием для верующего?Всего ответили: 4391 человек Верующие Неверующие- Да, безусловно 12,9% 19,7%- Скорее да 37,5% 37,0% ------------------------------------------- Затрудняюсь ответить 5,5% 6,3% ------------------------------------------- Скорее нет 36,2% 25,4%- Нет, категорически 7,9% 11,6%Складывается впечатление, что знание верующим церковных канонов и следование им в повседневной жизни ... неверующие (57%) склонны рассматривать как нечто важное даже больше, чем сами верующие (50%)... В действительности всю картину "портит" та группа верующих, что не связывает себя с определенной конфессией. Лишь 33% из них признает обязательность церковной жизни, а остальные полагают, наверное, что храм надо строить в душе. Напротив, 53% православных, 76% протестантов и 90% мусульман-шиитов признают необходимость воцерковления. Считаете ли Вы, что религия дает адекватные ответы на вопросы по проблемам морали и нравственности?Всего ответили: 4564 человека- Да, безусловно 788 17,3%- Скорее да 2133 46,7% ------------------------------------ Затрудняюсь ответить 313 6,9% ------------------------------------ Скорее нет 1005 22,0%- Нет, категорически 325 7,1%Если в вопросах религиозного катехизиса большинство верующих участников нашего исследования (то есть - православных) обнаруживает, мягко говоря, непонимание, то в вопросах нравственных, как это и подобает православным ... "голосует сердцем". 76% из числа всех верующих против 64% в среднем по выборке полагают, что религия авторитетна в вопросах нравственных. Среди православных эта доля составляет уже 79%, а среди протестантов - 87%. Но, если протестанты настаивают на безусловном приоритете религии в сфере морали, то православные здесь менее категоричны. (Разумеется! Ведь не согрешишь - не покаешься. А не покаешься - не поймешь в чем суть религии...) Число респондентов, называющих себя верующими, а в их ряду - православными, достаточно велико. Но на что, собственно, может претендовать Православная Церковь при таком количестве православных? Налицо несоответствие религиозного мировоззрения респондентов требованиям православной веры. В умах респондентов господствует "идейная эклектика" и "религиозный синкретизм". Но можно ли утверждать, что не религия побеждает атеизм в Рунете, но религия и атеизм отступают перед ростом мировоззренческой неопределенности и идейной эклектики? Даже в конце XIX века достаточно большое число российских крестьян имело вполне языческие представления о Боге. И это логичное следствие проводимой в то время синодальной политики в отношении религиозного образования крестьянства. Библии крестьяне не читали, поскольку были в основном неграмотны, да и полный перевод ее на русский язык появился только к 1875 году. Обер-прокурор Святейшего Синода К.Победоносцев внушал русскому духовенству, что "богословие" не принадлежит к существу "русского православия", то есть русской "простой" и народной веры, ибо массы этого "простого народа" спасаются без всякого богословия и надежней, чем умствующие и пытливые чрез меру интеллигенты. После 1917 года никто не учил россиян Закону Божиему, катехизису. Похоже, мы имеем дело с возрождением действительно русского православия. Лишь время покажет, что лучше: автоматическое повторение слов без вникания в их суть или искреннее признание в непонимании. А догматы ... лишь вехи, поставленные на пути религиозной жизни, нормального (или не нормального) ее развития, как иероглифы тайн, раскрывающихся (или не раскрывающихся) в религиозном опыте и в меру этого опыта... [+sign][email protected][-sign] 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение