Опубликовано: 18 фев 2003 периоды обучаемости у детей Хочу затронуть такую важную, на мой взгляд, тему, как периоды синзитивности, или периоды наилучшей обучаемости ребенка, его наибольшей восприимчивости к новой информации. В нашей прессе для родителей эта тема подробно рассматривается довольно редко. Хочу поделиться. Любая достаточно внимательная мама знает, что в число рождения ребенка и рядом ребенок от 0 до 1 года проявляет повышенную активность, возбудимость, которая нередко заканчивается эмоциональным взрывом. Затем наступает затишье до следующего месяца. Для примера возьмем ребенка, рожденного 15 августа. У такого малыша синзитивный период длится с 12 по 18 число каждого месяца. В это время заинтересованные родители могут предлагать малышу новые действия и новую информацию при как можно больших вариантах того и другого, не углубляясь. Даже 2-3 месячный малыш сам может дать Вам понять, что именно его заитересовало. Информация и навыки, усвоенные в этот период, останутся с ним навсегда. Не нужно бояться, что ребенок слишком мал, на Ваш взгляд, для того, на чем он настаивает: рано или поздно эти знания всплывут и Вы увидите результат. Если вы ничем не заинтересуете ребенка, то энергия, выделяемая на обучение, уйдет на истерики, крик и непослушание. У ребенка от 1 до 3 лет эти периоды приходят раз в сезон и длятся дольше. В нашем примере, август - конец лета, следовательно с 10 по 20 числа в конце сезона - ноябрь, февраль, май, август. В таком возрасте ребенок может выбирать вещи, неожиданные для Вас, и отвергать то, на что Вы рассчитываете. Но если Вы позволите, на ближайшие три месяца ребенок будет занят любимым делом. Очень важно в такое время не настаивать на своем, иначе отобьете охоту надолгу, просто в следующий раз опять предложите. Также важно не предлагать то, что ребенок считает пройденным этапом. В этом случае он может просто обидеться на Вас. Если Вы считаете, что цифры все-таки нужно повторить, их можно вышить, испечь, вылепить, выучить на настенных часах, на номерах квартир и домов, или в лотерейных билетах, или лото. Что-нибудь ребенку понравится! Извините, что так длинно, но мне кажется, что обучение с учетом периодов синзитивности наиболее эффективно. Удачи! 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 18 фев 2003 Интересно встречала другие периоды сензитивности, в разной литературе. А кто автор такой периодизации?И как Вы лично на примере своего ребенка - использовали эту информацию? 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 18 фев 2003 с удовольствием отвечу! Чтобы не быть голословной, могу сказать, что наша кроха в 1 месяц выбрала плавание, в 2 - крупные фото и яркие игрушки, зарядку, в 3 - висела на палочке и играла формами: шар, куб, конус разных базовых цветов, в 4 - право-лево, в 6 - буквы и цифры, в 8 - сама ставила АУкассеты с английским и танцевала под песенки. Все эти занятия малозатратны: например , для букв я брала самые дешевые альбомчики для фото и на развороте в один кармашек вкладывала букву, а во второй - картинку со словом. В 5 месяцев учили оттенки, запахи и фактуры одновременно - я купила и нашла обрезки, ленточки и лоскутки самых разных тканей и натирала или душила перцем, луком, чесноком - все чуть-чуть, корицей, кари, ванилью, гвоздикой, аром. маслами чайного дерева, лимона, розмарина, сосны по 1 капле. Кроме того, зимой это способствовало поднятию иммунитета. Да мало ли что можно придумать! Ребенок был в полном восторге. Она навсегда запомнила названия оттенков, запахов, понятия шелка, бархата, шерсти и др. В период с 2 до 3 лет мы договаривались в разных студиях и в эти периоды показывали танцы, языки, изо, лепку, театр, музеи. Однажды она выбрала езду верхом на лошади и верна ей до сих пор, хотя другие занятие через три месяца поменялись. Иногда ребенок просто поражает родительское воображение. Мы долго не могли понять, почему она в 3,5 года 3+5 и 7-4 правильно отвечает только при наличии поблизости настенных часов. Когда напрямую спросили, выяснили, что она сама придумала: по стрелке - это +, а против -, находит цифру 7 и отсчитывает 4 точки = 3. От метода Домана нас спасла книга Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя". Мы тоже сначала очень увлеклись, но поняли, что отречение ради ребенка от себя, от общения друг с другом и людьми, от сна нереально. Ребенку нужны крепкие, веселые родители, счатливая мама и торопящийся домой без страха папа. Чем клеить кубики и карточки, лучше просто быть с малышом, говорить, петь, читать стихи и сказки, играть и играть. Я проводила с малышкой до 3-х лет по 5-6 часов, не занимаясь ничем кроме нее. Думаю это важнее. Это из одной моей статьи, поэтому такой стиль. По второму образованию я менеджер персонала, психология всегда была любимой темой. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 18 фев 2003 Спасибо за информацию -) А где вы верхом ездите? И в каком возрасте начали?Насчет того, что главное - атмосфера любви, общения, творчества - полностью согласна. И все таки какой источник у привязки периодов сензитивности к дате рождения? 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 18 фев 2003 Насчет периодов- я тоже где-то читала, но не могу вспомнить где и уже пару дней перекапываю ж-лы и книги. Может дадите наводку?:)Катя и Аленушка (30.05.02) 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 18 фев 2003 а что за статья? А подробнее можно про нее? :) А вы не хотите что-то для сайта написать (скромно так) на эту тему для родителей. Я бы с удовольствием с вами пообщалась на эту тему, пишите:[email protected]Эля 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 18 фев 2003 Да! Дайте нам наводку! Мне сособенно про запахи в 5 месяцев понравилось.Mira & Vital`chik (17/09/02) 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 18 фев 2003 Может, в "Моем ребенке"? В одном из последних номеров как раз была статья.Юлия, Ника (30.09.01)http://www.nika-s.kiev.ua/ 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 19 фев 2003 ответ Ездим на ВДНХ, с 3 лет.Привязка высчитана по наблюдениям за 10 детками, переработкой массы статей по нейро и эмоциональному развитию детей - все сходятся на том, что в это время есть всплеск энергии. То, что я связала это с синзитивностью - лично мое мнение, изобретение, точка зрения наконец, хотя вполне спорная, так как нигде определения не встречала. Статьи пишу для себя. Иногда вывешиваю на форумах для обсуждения. Думаю, что если помогу хоть одному ребенку - это все, что нужно! Просто у меня есть возможность читать литературу глубоко научную, не переведенную, я знаю о разнных исследованиях в этой области - хобби у меня такое. Удачи! 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 19 фев 2003 да, была, но просто как .. констатация факта, что такое - есть. И из-за этой статьи я и начала копать глубже. А о своем ребенке и о тех с кем я плотно общалась 3-4 года назад - у меня все записано. Мой ребенок - 2002 - декабрь - Всему свое время. Кроме того, статья о детках от 0 до года. Я эту тему развила. Если не очень убедительно - извините, буду дорабатывать. Спасибо за интерес! Удачи! 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 19 фев 2003 статья приведена почти ..полностью в двух частях. У меня нет образования специального детского психолога, у меня несколько дипломов, в том числе и менеджер персонала, а детская психология и раннее развитие - мое хобби, появившееся во время первой беременности. Если у Вас на сайте можно высказывать спорные точки зрения, то я рада сотрудничать. Мне у Вас очень понравилось. Счастливо! 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 19 фев 2003 Здорово! А где еще можно Ваши статьи почитать? 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 19 фев 2003 не только можно, но и нужно :) Если есть желание выразиться в виде небольшой статьи для мам и пап, буду рада. Пишите! 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 19 фев 2003 буду рада, но может мне .. подкинут вопросы, чтобы писать об интересном именно для Вас? А я буду задавать свои. С удовольствием пообщаюсь! Жаль, что что не знала вас всех раньше! 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 22 фев 2003 уважаемый Алё, а в своей статье вы тоже пишете "синзитивность"? 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 22 фев 2003 давайте обмениваться информацией (Ростовский гос. педагогический университет) Вы мне, я - Вам. моё мыло [email protected]Приятно познакомиться. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 23 фев 2003 Статья на тему циклов http://medicinform.net/psycho/psych_pop32.htmСтатья на тему циклов и кризисных точек у человека от рождения до смерти. Немного в тему -)======================================И был вечер, и было утро… --------------------------------------------------------------------------------У каждого человека проблемы свои. У бедного - суп жидок, у богатого - жемчуг мелок. Но ведь и у одного и того же человека в разные периоды жизни - разные проблемы. Каждый жизненный этап ставит перед человеком иные задачи, обычно, все более высокого уровня год от года. У современного человека общее направление жизни - это карьера, создание семьи, повышение уровня материального благосостояния, утверждение социального статуса, рождение и воспитание детей. Как же сменяют друг друга этапы становления личности человека, как происходит эволюция целей и ценностей на протяжении жизни? Что главное для человека в каждый конкретный момент? Трудами выдающихся ученых-психологов существуют различные возрастные периодизации, представляющие жизнь в виде графика, разделенного на отрезки «точками экстремума» - возрастными кризисами. Год, три, семь, тринадцать, и другие точки на жизненном графике - узловые отметки, после которых изменяются поведение, ценности, идентичность. Правда, часто психологи называют не «точку», а целый кризисный отрезок - несколько лет, в течение которых ожидается начало и окончание кризиса. Периодизации были созданы эмпирическим путем - ученые обобщали опыт многолетних наблюдений, но не давали убедительных объяснений, почему именно в таком возрасте случается кризис и изменяется дальнейшее течение жизни. Однако нашему современнику, проф. Б.Й. Цуканову, не только удалось объяснить природу кризисов и причины неполного совпадения кризисных дат у разных людей, но и заранее определить даты следующих кризисов для каждого человека. Теория Цуканова утверждает, что в каждом человеке от рождения заложена его собственная единица времени, чуть больше или меньше секунды, и вся жизнь человека измеряется временными промежутками, кратными этой единице. И если ее вычислить методами экспериментальной психологии, то можно рассчитать всю дальнейшую жизнь человека, разделить ее на периоды, называемые большими биологическими циклами, и точно определить кризисные точки жизненного пути человека. Почему это важно? Пережив кризис, человек приобретает новые возможности, но в сам кризисный момент ему приходится туго: здесь возможны психологические срывы, обострение старых или удары новых болезней, и даже смерть. Однако, у каждого отрезка жизни, отделенного от остальных кризисными точками, свои цели и свое содержание, о чем сейчас и пойдет речь.Средняя по человеческой популяции величина собственной единицы времени равна 0,9с (она бывает от 0,7с до 1,1с), а средняя длительность большого биологического цикла (ББЦ) - 7,7л (соответственно от 5,9л до 9,3л). Вот и выходит, что «кризис семи лет» - возраст школьной готовности - у части детей наступает уже к шести годам, а в некоторых случаях задерживается и до девяти лет. И так - со всеми последующими возрастными кризисами, чем и объясняется допуск лет в пять при обозначении возрастных кризисов в периодизациях. Момент окончания какого-либо ББЦ называют точкой С, коэффициент перед которым указывает, какой именно ББЦ закончился. Соответственно, 1/2 С - это возраст человека, прошедшего полпути от рождения (начала ББЦ) до его окончания, около 3,85 л. Чтобы читатель не терял ориентации, по ходу повествования в скобках будут указываться «возрастные границы», к которым относятся описанные события - в пределах этих границ для каждого человека найдется та точка, тот год, месяц и день, когда закончится его энный ББЦ. Главная задача первого ББЦ жизни - адаптация родившегося человека к жизни на Земле. Новообразования этого периода - физиологическое: ребенок учится ходить, говорить, обслуживать себя. За первые семь (ориентировочно) лет ребенок успевает, как правило, переболеть букетом т.н. «детских» болезней. Причем, как правило, они настигают ребенка в возрасте «четвертушек» ББЦ: 1/4, 1/2, 3/4. Получается, если ББЦ ребенка равен 7.7 лет, то прогноз заболеваний (ветрянки, свинки, кори, краснухи итд) таков: год и 11 месяцев, три года десять месяцев, пять лет девять месяцев, и в семь лет восемь месяцев (а можно еще и количество дней посчитать!) окончится первый ББЦ его жизни, что может сопровождаться серьезным соматическим и психологическим срывом. После чего ребенок готов к переходу на новый уровень взаимодействия с обществом - обучению в школе. Второй ББЦ - это период личностного становления. Если характерные психологические проблемы конца первого ББЦ - это взаимоотношения с друзьями, братьями, сестрами и родителями, то характер проблем при переходе во второй ББЦ резко изменяется. Самое главное событие второго ББЦ - это половое созревание. В подростковом возрасте появляется потребность анализировать себя как личность. Расширяется временная перспектива - ребенок начинает заглядывать в будущее, строить планы. В это время у подростка меняются самоотношение, самоуважение, самооценка, уровни притязаний. Согласно исследованиями, до 1 1/2 С (9 - 14 л) уровень притязаний подростка очень завышен, он становится адекватным только после 1 3/4 С (10-16 л). Познавательная активность девочек в период полового созревания максимальна, а у мальчиков линейно снижается на протяжение всего второго ББЦ. Точка 1 1/2 С на жизненном графике подростка окружена плохим самочувствием и настроением, вялостью, апатией, ссорами со всеми близкими. Девочки в это время начинают заигрывать с мальчиками, а мальчики занимаются учебой и внеклассными занятиями - спортом, авиамоделированием и т.д. В период между 1 1/2 С и 1 3/4 С у подростков улучшается настроение и самочувствие. Девочки зачастую меняют прическу - решительно отрезают косу. А мальчики, после долгих размышлений, вырабатывают отношение к девочкам. В 1 3/4 С у девочек заканчивается половое созревание, и их головы впервые посещает мысль о ребенке. Особенно активно проявляется их интерес к своей внешности и личности. У мальчиков половое созревание только начинается. В возрасте 2С (12-18 л) юношей одолевают различные недомогания, может нарушаться сон, появляется желание вырваться из школы и ее рамок. Тяготит неопределенность будущего. Появляется сексуальное желание. В развитии мальчики догоняют девочек. Изначальная задача третьего ББЦ - устройство личной жизни и создание семьи. Уже около двух веков здесь происходит социально обусловленный перекос - девушки, влекомые материнским инстинктом, хотят выйти замуж и родить ребенка, юноши же стараются увильнуть от раннего создания семьи, и у них это получается безболезненно для психики. Начиная с середины ХХ века, когда женщины стали активно делать карьеру, брачный возраст для женщин во многих странах тоже сполз в большую сторону. Однако, если у девушки к возрастному кризису 3С (18-28 л) нет ребенка, бесследно для нее это не проходит. В лучшем для нее случае это будет просто «душевная заноза», а в худшем - может произойти психологический надлом. Мужчины же кризис 3С переживают, как правило, незаметно для себя. Задача четвертого ББЦ - социальное становление в двух направлениях: карьера и воспитание детей. Сама точка 4С - «возраст Христа» - тяжелейший кризис и для мужчин, и для женщин. Это время - наступившая зрелость. Как будто человек поднялся на вершину горы своей жизни, и обнаружил, что выше уже ничего нет. Это кризис определения смысла и места в жизни. Людей, вдруг ощутивших, что жизнь конечна, и сейчас они на пике ее, часто «заносит»: начинаются глупые супружеские измены, из желания нахватать побольше впечатлений, обесценивается семья, родители перестают заниматься детьми, часто именно в это время появляются заболевания, которые станут впоследствии хроническими. Мужчины переживают кризис 4С (24 - 37 л, иногда его называют кризисом середины жизни) тяжелее, чем женщины - женщинам, как правило, помогают справиться их дети, своим существованием отвечая мамам на вопрос о смысле жизни. У интеллектуально одаренных людей кризис проходит тяжелее, чем у неразвитых. У склонных к гипертонии людей в 4С бывает первый инфаркт. Который с высокой вероятностью повторится в конце следующего ББЦ. Пятый ББЦ - период профессиональных достижений, званий, свершений, период наибольшего расцвета сексуальности. К концу периода могут дать о себе знать заболевания, приобретенные раньше, на предыдущих жизненных отрезках. Вообще, пятый ББЦ - это плато на жизненном графике. До 4С - период становления, после 6С (36-56 л) - период разрушения. В 6 1/2 С (39 - 60л) у женщин обычно начинается климакс, у мужчин может начаться в 6 3/4 С (39-63 л). В первом-втором ББЦ неблагополучными психологически и соматически ощущаются даже переходы через дроби - четвертушки ББЦ. В седьмом ББЦ и старше человек начинает чувствовать окончание более мелких отрезков - таких как 1/16 С или даже 1/64 С (примерно 44 суток) - эти точки сказываются резким и «беспричинным» ухудшением самочувствия и настроения.Умирает человек чаще всего в 8С (47 - 74,5 л). Этот кризис так же страшен для организма физически, как 4С - психологически. Но 8С - это не приговор. В конце каждого ББЦ бывает синдром потери смысла жизни. И важнейшая мера предосторожности в отношении человека, который подходит к окончанию одного из ББЦ, это «закидывание удочек» в будущее - строительство планов, соблазнительные идеи и четкие цели на следующий период жизни. Причем цели могут быть какими угодно - от великого до смешного один шаг. Так что выбирайте сами, чем выманивать с дороги на тот свет лежащего в больнице кризисника - то ли тем, что не рожденного пока внука должен нянчить, то ли тем, что Нобелевскую премию не успел получить еще, то ли тем, что в лавке некому остаться… А там лишь бы внуков на пенсию отправить - и тогда можно будет подумать об отдыхе и загробном мире. Вот так, при всем богатстве и разнообразии индивидуальных судеб, у каждого возрастного периода есть свои признаки и закономерности. Медикам и психологам необходимо знать, на каком этапе жизни находится обратившийся к ним человек, чтобы тоньше понимать происходящее с ним, но эти знания могут помочь не только профессионалам здравоохранения, а и обычным людям. Живущим свою жизнь, как и все, - поэтапно, период за периодом. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Опубликовано: 23 фев 2003 Может быть... У нас я наблюдала скачки в развити раз в 3 недели, но в дату рождения это попадает редко. 0 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение